Общественность Камчатки поддержала инициативу Святейшего Патриарха

11 апреля 2015 - Администратор
article141.jpg
Без названия 1

Общественность Камчатки поддержала инициативу Святейшего Патриарха

1 апреля в конференц зале Епархиального управления состоялся круглый стол с представителями педагогических, медицинских и общественных организаций. На круглом столе обсуждались две важных инициативы Святейшего Патриарха Кирилла, которые Его Святейшество озвучил в своём выступлении на Рождественских чтениях в Государственной Думе: о выводе абортов из системы обязательного медицинского страхования РФ и запрет в нашем государстве суррогатного материнства. Двадцать участников круглого стола, обсуждая эти проблемы, говорили о многих факторах и причинах, приведших наше общество к сложившемуся сегодня отношению к семье и деторождению.

Выступая на круглом столе, заместитель руководителя Агентства по внутренней политике Камчатского края В.В. Махиня отметил, что выступление Святейшего Патриарха в Государственной думе – это Набат, провозгласивший всему народу, обществу, правительству о неблагополучных делах во многих сферах государственной и общественной жизни, особенно в семье. Государство просто обязано для исправления сложившейся ситуации принимать законодательные меры, а не ограничиваться популистскими рассуждениями. Потому что через законодательные акты можно изменить ситуацию и создать общественное мнение, которое вынужден будет принимать каждый гражданин.

Татьяна Анатольевна Синюшкина, старший методист кафедры педагогики и психологии, КГАОУ ДОВ «Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров» изложила свой взгляд на проблему:

«Развернувшееся в Советской России движение за эмансипацию представительниц «слабого пола», привело к активному включению женщин в сферу труда, достижению ими экономической независимости. Но при этом занятость в профессии лишила многих возможности уделять должное внимание заботе о доме, семейном устройстве и детях.

Таким образом, в сознании многих женщин сложилась конфликтная конкуренция ценностей: материнство – профессиональный рост.

Вследствие этого процесса произошла подмена домашнего материнского воспитания общественным: система детских дошкольных учреждений, школ-интернатов, групп продленного дня, пионерских организаций и детских загородных лагерей.

При этом общественная деятельность способствовала формированию у женщин традиционно мужских качеств: волевых черт характера, твердости, стремления к лидерству, профессиональному самоутверждению, карьерному росту, что порой напрямую противоречило предназначению женщины-матери, милосердной, мягкой, терпеливой и любящей. К тому же этот властный стиль женского поведения стал переноситься в семейные отношения, что привело к доминированию в семье авторитета не мужа, а жены.

Либерализация общественной морали, пропаганда свободного образа жизни, особенно ярко проявившаяся в XX веке, способствовали увеличению числа разводов и детей, рожденных вне брака. Безусловно, это отрицательно сказалось как на положении матерей, вынужденных самостоятельно воспитывать своих детей, так и на формировании семейных установок их дочерей, не имеющих в родительской семье мужского примера.

В постсоветской России ситуация осложнилась резким снижением уровня жизни, сменой ценностной парадигмы в обществе от коллективизма к крайнему индивидуализму, широкой пропагандой ценностей потребительской культуры с ее лозунгом: «Бери от жизни все!»

На этом фоне произошло значительное увеличение числа юридически нерегистрируемых браков, а также стал все более очевиден рост количественных показателей социального сиротства. (По материалам доклада «Кризис традиционного материнства в современной России»)

Эти обстоятельства вполне объяснимо привели к падению престижа родительства в целом и материнства в частности. Обсуждение этих проблем сегодня, дают своеобразный импульс для каждого из нас задуматься над возникшими проблемами и в этом направлении работать с общественным мнением.

В опросе, проводимом в 2009 году на базе Владимирского государственного гуманитарного университета, участвовало 300 студенток всех факультетов ВУЗа. Интересен тот факт, что все респондентки высказали желание иметь ребенка, однако больше половины (78 %) студенток отметили, что не готовы жертвовать собой, своим личным временем и комфортом, удовольствиями ради детей. Более того, эти же девушки указали, что, по их мнению, самовыражение личностей супругов важнее родительских обязанностей.

Наталья Борисовна Спирина, методист КГАОУ ДОВ «Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров» освятила результаты опроса по этическим проблемам применения новых репродуктивных технологий, с целью выявления характера отношения к проблеме. В опросе приняли участие – 52 респондента: педагоги-психологи – 21 человек, учителя – 31 человек. Возраст респондентов: педагоги до 30-ти лет – 28 человек; от 34 лет и выше – 24 человека.

Большинство респондентов 82 % считает, что «данные технологии помогают бесплодной семье «родить» и воспитать ребенка, тем самым обогатить смысловую ценность семейной жизни». Подтверждая, что это спасает бездетные семьи от распада (61,5%). Технологии допустимы (75 %) , так как помогают решить проблему бесплодия и отвечают современным реалиям жизни (44,2 %).

Только четверть респондентов утверждают, что применение технологий ЭКО девальвируют ценности человеческой жизни (25 %), ставят под угрозу институт семьи в том традиционном значении этого слова (27 %), оказывают поддержку различным формам однополого сожительства (23 %), могут превратить суррогатное материнство в профессию (23 %).

Из 52 человек только 1 респондент высказал нравственно ориентированную позицию к проблеме, утверждая, что технологии ЭКО нравственно недопустимы. В этом незначительном исследовании видно отсутствие нравственной оценки суррогатного материнства, как педагогами, так и психологами.

Ольга Васильевна Ванчикова, гл. врач ГБЗУ КК «Петропавловск-Камчатский городской родильный дом – лечебно-профилактическое учреждение охраны материнства и детства» сообщила собравшимся работе учреждения с женщинами, обратившимися за прерыванием беременности. Гл. врач рассказала о мерах профилактики, которую проводит городская больница №2, городское родильное отделение. Во время приёма врачи обязательно рекомендуют посетить психолога, но большого воздействия эта рекомендация не имеет. Так в прошлом году было сделано 2300 абортов, из них 117 женщин посетили психолога, и только 16 из них решили вынашивать ребёнка. Конечно, на аборт идет совершенно здоровая женщина, способная выносить и родить здоровое дитя, но после хирургического вмешательства она может или навсегда остаться бесплодной, или впоследствии применять ЭКО. За каждый аборт из фонда медицинского страхования в роддом перечисляется 34-35, тыс. рублей. Но здесь необходимо менять не ментальность врачей, а менять отношение населения к этому вопросу!

Татьяна Синюшкина: Мы налогоплательщики становимся сопричастными к этим действиям. Бытует мнение, что если вывеси аборты из системы ОМС, то будут делаться подпольные аборты. Но они-то тоже делаются не бесплатно! Поэтому нужно создать такие условия, чтобы желающие могли обратиться к профессиональным медикам и цена услуг не должна быть выше, чем предлагают подпольные «врачи».

Ольга Павловна Нечаева, зам директора Камчатской краевой научной библиотеки им. С.П. Крашенинникова:

Недавно с помощью психологов мы провели анализ работы с женщинами, решившими сделать аборт. Многие из них не информированы о вреде для своего здоровья подобного вмешательства, о мерах социальной поддержки государства. Если на прием приходит женщина после 35 лет, то, как правило, врач будет отговаривать её от рождения ребёнка и такая женщина не услышит в свой адрес ни добрых, ни поддерживающих слов!

Вместе с работниками епархии мы посетили районные школы края. И следует отметить, что школьники 10-11 классов вообще не осведомлены о  проблемах, с которыми они могут столкнуться как от своего безнравственного поведения, так и от ранних половых связей. Детям никто и ничего по нравственным аспектам жизни не объясняет, они поступают так же, как и их друзья. Для решения этой проблемы Православными педагогами разработан курс «Нравственные основы семейной жизни», но его нужно ввести в школах для изучения учениками 10-11 классов.

Священник Виктор Музыкант, руководитель епархиального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению: Как сказал Святейший Патриарх: «…Нравственное сознание не может примириться с разрешением на уровне закона, так называемого суррогатного материнства, превращающего детей и женщин в предмет коммерческой или некоммерческой сделки, извращая само понятие матери, тайны и святости  семейных отношений»

Наука утверждает, что нерождённого ребёнка нельзя считать частью тела матери. Жизнь ребёнка начинается не с момента рождения, а с момента зачатия. Уже в 4 недели ребёнок может чувствовать любовь своей матери, радоваться, пугаться слышать звуки. Лоно матери – это первый из миров, в котором каждый человек начинает жить.

Многие эксперты говорят, что суррогатное материнство – это разновидность торговли людьми, его узаконенная форма! Фактически при использовании суррогатного материнства женщина вынашивает ребенка «на продажу». И это не просто фигуральное выражение!

Международное право (ст. 2 Факультативного протокола Конвенции ООН о правах ребенка, касающегося торговли детьми) дает такое определение: «торговля детьми означает любой акт или сделку, посредством которых ребёнок передаётся любым лицом или любой группой лиц другому лицу или группе лиц за вознаграждение или любое иное возмещение».

Люди не товар. Женщины и дети не вещи. Их нельзя дарить, продавать или брать в аренду! Но именно это происходит при использовании суррогатного материнства. 336 детей превращены в живой товар, фактически – проданы и купленны, 336 детей, грубо оторваны от матери, носившей их под сердцем во время беременности. Возникает  моральный аспект, а желает ли этот ребёнок быть отторгнутым от матери, родившей его!?

По Божественному замыслу зачатие и рождение ребёнка должно быть естественным, и не должно зависеть от воли и желания людей, которым сие не дано.

Конечно,  женщины вынуждены делать это не от хорошей жизни. Зачастую это делать их заставляет бедность и невозможность нормально заработать иным, более приемлемым образом. Чтобы справиться с нуждой, женщины решаются на противоестественный поступок – отказ от выношенного ими ребенка.

В большинстве стран Европы, например, во ФРАНЦИИ, ГЕРМАНИИ, ИТАЛИИ, ИСПАНИИ и ФИНЛЯНДИИ, суррогатное материнство запрещено законом. В некоторых странах строго запрещается коммерческое суррогатное материнство и платные посреднические услуги, связанные с ним. Все это разрешено в нашем государстве.

Виолетта Сергеевна Макарова, врач психотерапевт, председатель Общества православных врачей:

Этические и психологические аспекты стоят здесь очень остро. Эмбрион созревает в противоестественных условиях, в «чашке Петри», поэтому генетические отклонения и заболевания ребёнка не исключены. Суррогатная мать, вынашивающая чужой плод, должна психологически его отторгать. В связи с этим в процессе беременности у неё возникают всевозможные реакции, из-за которых ребёнок может родиться с аномалиями. После чего родители, заплатившие деньги, откажутся от него.

Ольга Павловна Нечаева: Если говорить о родителях, которые заказывают себе ребёнка за деньги, то хочется подчеркнуть, что в этих людях нет смирения. Сегодня люди поступают так, как им заблагорассудится. Они хотят любыми средствами удовлетворить свое желание. При этом никто не задумывается над тем, что нарушается естественный ход вещей, попираются нравственные устои. Как жили в семье до появления подобных  технологий: бездетная женщина смирялась, помогала нуждающимся. Именно так Господь устроил нашу жизнь. Но сегодня человек не смотрит ни на моральные, ни на нравственные установки, его ничего не останавливает: заплатил деньги и как в магазине получил живое дитя.

Нина Васильевна Мягкая, социальный педагог МАОУ «Лицей №40»:

Мы в лицее изучали точку зрения подростков на семью и рождение детей. Уже несколько лет подряд мы проводим со старшеклассниками слушания и анкетирование, выясняя их отношение к семейным проблемам, ЭКО, абортам. Предлагаем рассмотреть две точки зрения на брак: светскую и православную. При раскрытии последней подростки начинают задумываться и задавать серьёзные вопросы. Подростки правильно рассуждают на этом этапе: 48 % ребят планируют иметь 3-х детей. В ВУЗе мнение ребят по этому вопросу кардинально меняется. И мне хотелось бы обратить на это внимание.

Зимин Егор, студент 3-го курса КамчатГТУ, факультет инфотехнологии:

Об этой важной проблеме говорят и в университетских кругах. Студенты люди деятельные, активные. Они воспримут правильную точку зрения на семью и её проблемы, если им об этом рассказывать. Уверен, что назрела необходимость ввести в университетах и институтах факультативы на тему: «Нравственные основы семейных отношений».

По обсуждаемым проблемам предлагаю:

1. Лицензировать деятельность учреждений, которые будут заниматься абортами.

2. Ограничить оборот лекарственных препаратов, которые могут вызывать искусственное прерывание беременности.

3. Ввести прослушивание сердцебиения плода для женщины, которая решилась прервать беременность.

Андрей Александрович Ивлев, родитель, в семье трое детей:

Хочу сказать слово в защиту отцов! Сегодня женщина берёт на себя очень многое, стремится в семье исполнять мужскую роль. И машину водить, и как бензин заливать, какие шины покупать для машины. Женщина знает всё!

Вы спросите, куда подевались мужчины? Открою страшную тайну: Никуда, они рядом! Проблемы, которые мы здесь решаем, они в одном: Господь устроил мир семьи так, что мужчина – голова и хозяин, а женщина его помощница. Но при одном условии: глава семьи, фирмы, государства не может быть пьяницей, наркоманом, беспутным человеком. Он труженик! Это человек, который принимает кардинальные стратегические решения, заложенные в мужской сущности. Это человек, который несёт полную ответственность за свою семью, а через семью за свое государство и порученное ему дело. Если государство будет поддерживать семью, и  в первую очередь родителей, то в такой семье и дети вырастут в заботе и любви и станут достойными гражданами страны.

С православной точки зрения, если Господь не даёт женщине детей, значит в этом его святая воля. Можно привести массу примеров из жизни, когда врачи ставили крест на бесплодной матери, но по молитвам ко Господу и Святым люди исцелялись и рожали детей! Не нужно играть детьми как живыми куклами. Никто не может предвидеть, что принесут эти эксперименты человечеству, отступившему от Божественного Промысла.

Проект резолюции

Принимая во внимание вышеизложенное, участники круглого стола считают необходимым:

1.        Предложить Администрации Камчатского края учредить межведомственный координационный совет Камчатского края по защите семьи, материнства и детства, к участию в котором могут быть привлечены представители органов государственной власти, государственных и коммерческих учреждений здравоохранения, образования, социально ориентированных государственных учреждений, руководители  центров социальной помощи семьи, представители Петропавловской и Камчатской епархии, психологи, педагоги. Сформировать межведомственные рабочие группы для взаимодействия и эффективной деятельности. Поручить межведомственному координационному совету разработку эффективных программ, направленных на защиту семьи, материнства и детства, формулирование предложений по повышению эффективности действующих программ,  а также контроль за их реализацией.

2.        Внедрить во всех женских консультациях Камчатского края систему обязательного (а не рекомендательного) доабортного консультирования (психологического консультирования женщин, находящихся в ситуации репродуктивного выбора) специалистом-психологом, находящимся непосредственно в женской консультации, задействовав специализированные кабинеты социально-психологической помощи. Обеспечить в женских консультациях необходимое количество специалистов-психологов по доабортному консультированию, ввести в систему здравоохранения этические нормы, побуждающие врача заботиться  о сохранении жизни зачатого ребенка, организовать систему повышения квалификации специалистов-психологов.

3.        Усилить межведомственное взаимодействие по разработке, согласованию и практическому применению программ, направленных на профилактику абортов, повышение информированности населения,  улучшение уровня знаний подростков и молодежи о репродуктивном здоровье и последствиях поведения высокого риска, приобретения навыков ответственного отношения к семье, здоровью, деторождению.

4.        Рекомендовать Министерству здравоохранения учредить ежегодный краевой конкурс «В защиту жизни» между женскими консультациями, медико-социальными кабинетами и врачами акушерами-гинекологами по профилактике и снижению числа абортов в Камчатском крае.

5.        Рекомендовать Министерству образования внести изменения в учебный план  и ввести в регионе предмет «Нравственные основы семейной жизни».

6.        Рекомендовать Министерству образования ознакомиться с комплексом просветительских мероприятий для молодежи Координационного центра помощи семье и детям с целью обязательного участия образовательных учреждений в предложенных мероприятиях по формированию традиционных семейных ценностей и профилактике абортов. Обеспечить партнерское взаимодействие образовательных учреждений с другими учреждениями и организациями в контексте подготовки учащихся к семейной жизни.

7.        Рекомендовать региональным СМИ освещать вопросы, направленные на укрепление института семьи, формирование осознанного родительства, повышение статуса многодетной семьи. Поднимать вопросы нравственности и целомудренного отношения к супружеству.

Участники круглого стола уверены, что нынешняя встреча поможет развитию диалога между Церковью, законодательной властью и обществом и поможет реализовать рекомендованные предложения,  направленные на поддержку семьи, материнства и детства.

Учитывая, что искусственное прерывание беременности на любом сроке является прерыванием человеческой жизни, а также операцией, опасной для женского здоровья,  Русская Православная Церковь считает недопустимым оплачивать аборты бюджетными деньгами, а также выступает против суррогатного материнства, «… превращающего детей и женщин в предмет коммерческой или некоммерческой сделки, извращая сами понятия матери, тайны семейных отношений, святости этих отношений».

8.        «Расширения преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» на все годы обучения в школе. Рассмотреть возможность  факультативного преподавания предмета: «Нравственные основы семейных отношений» высшей школе.

Информационный отдел епархии.

Подготовила Нина Доронина

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!